Тайкиоку | Taikyoku
Тайкиоку («пеpвопpичина», «Великий Пpедел») — серия начальных ката, практикуемых в нескольких стилях карате. Ката серии Тайкиоку созданы Гитином Фунакоси для обучения новичков посредством упрощения ката Пинан в 40-х годах XX века.
Все ката Тайкиоку выполняются по одинаковой схеме на 20 шагов. Каждый поворот или разворот выполняется с блоком, каждый прямой шаг — с ударом. На восьмом и шестнадцатом шаге следует выкрик «киай».
Конкретное название ката серии Тайкиоку в разных стилях может различаться. Так, например, в Киокушинкай эти ката называются, соответственно, Тайкиоку Соно Ичи, Тайкиоку Соно Ни и Тайкиоку Соно Сан; в Сётокан — Тайкиоку Сёдан, Тайкиоку Нидан и Тайкиоку Сандан. Здесь слова «сёдан», «нидан» и «сандан» обозначают, соответственно, «первый уровень», «второй уровень» и «третий уровень». В Годзю Рю ката Тайкиоку имеют нумерацию «гэдан», «тюдан» и «дзёдан» — нижний, средний и верхний уровень. В Сито Рю данные ката называются «Дзюни-но-ката» (十二の型 — ката на 12 шагов): Дзюни-но-ити, Дзюни-но-ни, Дзюни-но-сан. Обычно рассматриваются три ката Тайкиоку, однако в разных стилях это число может варьироваться.
Во многих школах карате ката Тайкиоку не изучаются, так как считаются простейшими и не заслуживающими внимания. В частности, их, как правило, даже не изучают в Сётокане, при том, что эти ката были разработаны именно создателем Сётокана — Гитином Фунакоси. Однако, создатель Киокушинкай Масутацу Ояма — напротив — очень высоко оценивал значения ката Тайкиоку, сравнивая овладевание каратистом этими ката с умением ползать, которое необходимо, прежде чем ребёнок начнёт учиться ходить.
Тайкиоку Соно Ичи | Taikyoku Sono Ichi
Тайкиоку Соно Ни | Taikyoku Sono Ni
Тайкиоку Соно Сан | Taikyoku Sono San
Сокуги Тайкиоку Соно Ичи | Sokugi Taikyoku Sono Ichi
Сокуги Тайкиоку Соно Ни | Sokugi Taikyoku Sono Ni
Сокуги Тайкиоку Соно Сан | Sokugi Taikyoku Sono San
Пинан | Pinan
Пина́н (яп. 平安) — серия ката, изучающихся в большинстве школ карате. Ката созданы окинавским мастером Анко Итосу для обучения детей путём упрощения более сложных китайских форм.
Анко Итосу создал ката серии Пинан на основе основных связок Канку и Бассай. Название «Пинан» означает «Умиротворение и покой». Существует ещё одна версия происхождения ката Пинан: предположительно, ката под именем «Чан-Нань» (Chaing-Nan), Итосу изучил у китайского мастера боевых искусств, который жил неподалеку от города Томари. Именно это ката легло в основу серии Пинан. Итосу реконструировал и упростил Чан-Нань, превратив его в серию из пяти ката Пинан. Кроме того, он дополнил Пинан некоторыми приёмами из других ката, практиковавшихся тогда в Сюри. Также говорят, что именно Итосу переименовал Чан-Нань в Пинан, поскольку считал, что китайское название является труднопроизносимым для окинавцев. Основатель Сётокан и патриарх японского карате Гитин Фунакоси изменил окинавское произношение «Пинан» на японское «Хэйан». Новое название совпало с названием славного периода японской истории. Под названием Хейан эти пять ката стали базовыми комплексами ряда стилей современного карате, в частности Сётокан. Итосу был одним из главным учителей Фунакоси, однако нет достоверных фактов, что Фунакоси изучил Пинан непосредственно у Итосу, поскольку Фунакоси перестал учиться у Итосу прежде, чем тот создал ката Пинан. Есть некоторые свидетельства того, что Фунакоси изучил Пинан у Кэнвы Мабуни в 1919 году, то есть через 4 года после смерти Итосу. Главной целью жизни Итосу было массовое распространение окинава-тэ, поэтому пять ката Пинан он рассматривал как пять первых шагов или пять последовательных этапов в изучении молодым поколением боевого искусства. Из четырёх главных современных стилей карате — Сётокан, Вадо-рю, Годзю-рю и Сито-рю, только Годзю-Рю не практикует ката Пинан. Причина этого видна из генеалогического древа Годзю-рю: основатель этого стиля — Тёдзюн Мияги — не учился у Итосу и, соответственно, не знал эти ката. Основатель Вадо-рю японец Хиронори Оцука, обучавшийся карате у Фунакоси вернул первоначальная название Пинан.
Варианты:
В разных стилях карате ката Пинан выполняются по-разному, однако общая схема остаётся неизменной. Различия в исполнении Пинан являются логическим результатом действий, осознанно осуществленных основателями каждого стиля. Ката Пинан часто являются первыми ката, которые преподаются новичкам в додзё. Это приводит к мнению у некоторых, что ката Пинан — это исключительно вводные формы, которыми должны заниматься исключительно дети и младшие ученики, что приемы, содержащиеся в ката Пинан неэффективны. Однако, это близорукий взгляд. Ката Пинан в действительности представляют собой последовательную систему изучения методов боя. В качестве аргумента, рассмотрим некоторые методы и принципы Пинан подробнее. Все пять ката Пинан начинаются с блока вместо атаки. Одна из наиважнейших целей карате, закончить бой, как можно быстрей, чтобы он не превратился в затяжное противостояние. Поэтому, важно понимать и знать общие принципы, а также соответствующие приемы защиты на самых первых этапах развёртывания боя. Именно из этой идеи исходил мастер Итосу создавая ката Пинан. После овладения навыками и методами Пинан, то есть — пресечения конфликтов в начальной их фазе, можно, наконец, переходить к последующим углубленным и специфическим приёмам ведения боя. Ката Пинан, таким образом, являются основой, базисом, азбучной грамотой, для того, чтобы опираясь на неё идти дальше.
Проанализировав все пять ката Пинан, можно увидеть их логику:
- - Пинан Сёдан содержит элементарные и незамысловатые приемы контакта конечностями, свойственные начальной фазе обучения.
- - Пинан Нидан имеет уже несколько более сложные приемы, которые включают противодействия захватам.
- - Пинан Сандан содержит ещё более сложные техники, в нем уже содержатся броски, подсечки, замковые захваты и прочие методы боя, которые могут использоваться, если вы и соперник захватили друг друга (clinch). Поэтому, можно сказать, что даже первых три ката Пинан уже содержат достаточно приёмов, чтобы уметь создать достаточное сопротивление.
- - В дополнение к главной серии Пинан 1-3, Пинан 4 и 5 являются подсерией в Пинан, предназначенной для относительно более сложных случаев, возникающих в бою. При этом, задачи Пинан 4 и 5 не должны автоматически ассоциироваться с задачами боя, решению которых, посвящены специальные продвинутые ката. И Йодан и Годан основываются на методах и понятиях, введенных в первых трёх формах. В общем и целом, Йодан вводит несколько более развернутые идеи и приемы, включая, как эти приемы могут использоваться в комбинации. Годан развивает эти идеи ещё дальше, что выражается в ещё более длинных комбинациях и переходах.
Пинан Соно Ичи Ура | Pinan Sono Ichi Ura
Пинан Соно Ни Ура | Pinan Sono Ni Ura
Пинан Соно Сан Ура | Pinan Sono San Ura
Санчин | Sanchin
Санчин (サンチン - Санчин) эта ката, родом из Южного Китая (Fujianese). и лежит в основе нескольких стилей, наиболее известные из которых - Годзю-рю и Уэчи-рю карате, а также китайских боевых искусств Фуцзянь – «Белый журавль», «Пять предков» и комбинации стилей «Журавля-тигра», связанной с Ан Лин Хуат. Тэм Хон изучал стиль, который был назван просто «Саам Джин» ("Sanchin" - Санчин на катонском). Название Санчин означает "три битвы", иногда интерпретируется как битва, объединяющая разум, тело и душу, хотя существуют и другие версии.
Версия, которая используется большинством школ карате, была разработана основателем Годзю-рю - Чодзюном Мияги и включает в себя очень сильную технику кулака "толчок". В Уэчи-рю и Рюсей, техника исполнения Санчин ближе к китайской версии со стремительными ударами руками, подобными атаке небольшой змеи.
В Санчин используется только одна стойка, имя которой и носит это ката (изначально она была названа: Пэппурэн 1 – «Peppuren 1»). Санчин-дачи является практической позицией, хоть ее и не легко освоить. Ноги защищают тело от ударов с разворота, в то же время открывая бедра противника для лоу-киков. Согласно руководству тай-чи («13 поз Чанцзы» - "Zhengzi 13 postures"), удар черпает силу из земли через ноги – выходит от бедра и аккумулирует силы всего тела для направления и фокусировки в одной точке.
Исполненное должным образом ката Санчин становится примером "жесткого" стиля карате: в нем задействованы все мышцы, что делает его одним из сложнейших в освоении. Этот вид силовой тренировки лишь недавно начал набирать популярность в Западном спорте, где стал известен как "Изометрическое обучение" в бодибилдинге.
В Китае Санчин используется для тренировок учеников с использованием "Ги" (яп. "Кi"), чтобы подготовить их к применению техники в бою. Санчин напоминает технику "Цигун", которая применяется в Китайском Ушу. В Цигун руки не сжаты в кулаки, потому что это ограничивает поток энергии «Ци» (Qi). Основное внимание в технике "Цигун" направлено на управление дыханием для генерирования Ци в организме. На Западе многие интерпретируют Ци/Ги как более глубокое понимание внутренней динамики тела и мышечного контроля путем многократных напряженных тренировок.
В Годзю существуют две ката Санчин: первая Санчин Мияги (или Санчин Дай Ити ), наиболее широко распространена и преподается как начальная Кихонгата (яп. Kihongata – «основная форма»). Ката Санчин Мияги было создано Чодзюном Мияги для того случая, когда каратист не может отступать, и поэтому движется вперед, а затем – в обратном направлении. Второе ката – Санчин Хигашионна или Санчин Дай Ни (яп. «Sanchin dai Ni») является версией более полным и старым, его преподавал Хигашионна Канрю. В этом ката каратист всегда продвигается вперед, но два раза поворачивается на 180 градусов. Изначально это ката, как и Санчин, содержало технику открытой руки, так как ката Санчин все еще принадлежало школе Уэчи-рю, но позже исполнение его было пересмотрено, и стала применяться рука со сжатым кулаком. Этому посодействовал ученик Мияги – Дзюхацу Киода, основатель То'Он-рю; Сёгун Мияги также одобрил данную версию.
Это ката было также задействовано в других школах карате, таких как Исчин-рю и Киокушин.
Некоторые обьясняют значение Санчин («Три битвы») как три стиля жизни: развитие разума, тела и духа. Благодаря надлежащей боевой подготовке, сначала человек учится правильно использовать свое тело, с помощью упражнений и тренировок техники ката. Позже он начинает осознавать истинный смысл своей подготовки и использует понимание бункай и истории для развития разума. Дух развивается гораздо позже в течении жизни, и осознать это могут лишь те, кто достиг вершины.
Янцу | Yantsu
Цуки Но | Tsuki No
Гекисай | Gekisai
Теншо | Tensho
Сайфа | Saifa
Сейнчин | Seienchin
Гарю | Garyu
Сейпай | Seipai
Канку | Kanku
Кусанкý (яп. クーサンクー、公相君), именуемое также Канку-дай (яп.観空大) ката с использованием многих техник. Изучается множеством практикующих школ, таких как школа Окинавы, школа Японского и Корейского карате. Во многих из стилей исполнения выделяются две версии Канку-дай: Кусанку-сё и Кусанку-дай. Название Кусанку (яп. クーサンクー) или Косокун (яп.公相君) используется в школе карате Окинавы и произошло от имени одного китайского дипломата из Фукена (англ. Fukien). Считается, что он посетил Окинаву, для того чтобы изучить их систему боя. В Японских школах карате это ката было известно как Канку (переводится как «глядение ввысь», «обзор неба» или «созерцание неба»), а с 1930 года была переименована Фунакоши Гитином (Funakoshi Gichin). Это ката также используется в Тан Су До и произносится на Корейском как Кон Сан Кун. Из-за уровня сложности, Канку зачастую обучают только особо подготовленных студентов. Одной из ее отличительных особенностей является прыжок, включающий в себя два удара. Позиция этого ката называется «орёл»
Кусанку является краеугольным камнем для многих стилей карате. В нем смешаны стили: Белый журавль (Кунг-фу, известное множеством своих техник), Матсубаяси-рю карате ката которого знамениты своими летящими ударами и «обманными» позициями, которые лишают противника возможности атаковать, путем маха одной ногой вдоль плоскости земли и приседания на другой как можно ниже (ура-гама). Одно из бункай(часть техники) этой техники позволяет избежать "медвежьих объятий" сзади путем кручения и ухода от захвата руками. Техники движения рук в это время блокируют удары в голову, открывая возможность атаковать противника в пах, колено или стопу. Из-за своей сложности в исполнении, Кусанку является тяжелейшей из ката Матсубаяси-рю, и считается что для овладения этим Ката необходимо более 10 лет упорных тренировок.
В Сётокан карате, Канку-дай состоит из 65 движений, исполняемых на протяжении 90 секунд, которые представляют собой атаку и защиту против восьми противников. Канку-дай является основной формой ката; также есть второстепенная форма называемая Канку-сё. Канку-дай было любимейшим ката Гитина Фунакоши и представляло школу Сётокан. Эмбусён (путь движения) Какну-сё аналогичен Канку-дай, но начинается иначе. Канку-сё – это обязательная ката в Сётокан, которая требует высокой техники. В итоге часть ката Канку-дай, вошла в ката Анко Итосу, названное Хейен.
Сусихо | Sushiho
Годзюсихо (五十四歩 – 54 шага) ката, используемая в карате. В некоторых школах карате, существует два стиля исполнения этого ката – Годзюсихо-Сё и Годзюсихо-Дай.
Преимущество двух двух видов ката заключается в том, что лучше осваиваются сложные техники, представленые в них, но иногда возникает некоторая путаница: многие последовательности действий совпадают, остальные имеют небольшие отличия. Эмбусён (начальная и конечная точка, а так же линия движения в ката) как в Годзюсихо-Сё, так и в Годзюсихо-Дай практически идентичен. Но Годзюсихо-Сё начинается с большого количества "продвинутых" техник, поэтому настоятельно рекомендуется к изучению.
Годзюсихо-Дай состоит из многих методик нанесения ударов по ключице. Годзюсихо-Дай и Годзюсихо-Сё это две версии одного ката пришедшего из Сётокан, называемого Усеичи (54) или Годзюсихо. Изначально имена были изменены и Дай стало называться Сё, а Сё стало называться Дай. Причиной этому стала путаница, произошедшая где-то в 1960-х или 1970-х на Всеяпонском чемпионате. Тогда высокопоставленный мастер Японской Ассоциации Карате объявил о представлении ката «Годзюсихо-Дай», а исполнена была «Годзюсихо-Сё». Из-за высокого уровня мастерства инструктора, никто не посмел спросить почему так случилось, но, все последователи школы Сётокан карате-до, которые присутствовали на этом Чемпионате стали использовать данные мастером имена. Внутри Международной Федерации Сётокан Каратэ-до Каназавы Хироказу названия «Дай» и «Сё» сохранились в своем первозданном виде, где «Дай» означает «Основной», а «Сё» означает «Второстепенный». Причиной этому послужил тот факт, что Каназава был старше рангом, чем вышеупомянутый инструктор и отказался изменять оригинальные названия ката.